Дворец генерал-губернатора Западной Сибири, 1884

Еще фото...

Дворец генерал-губернатора (ул. Ленина, 23)

Генерал-губернаторский дворец имеет большую историческую значимость в связи с событиями, происходившими в его стенах, с одной стороны, а с другой – архитектурную ценность как редкий пример ретроспективного стилизаторства на провинциальной почве. Здание построено в стиле позднего классицизма, несмотря на то, что на момент постройки классицизм был уже историческим стилем.

В 1853 году городским архитектором Фридрихом Фридриховичем Вагнером был составлен проект нового жилого дома для генерал-губернатора Западной Сибири Густава Христиановича Гасфорда. Проект предусматривал ряд особых помещений «на случай приезда царской фамилии», но был отклонен в Санкт-Петербурге из-за высокой сметной стоимости. После того как количество царских комнат было сокращено, в 1857 году проект был успешно утвержден. Здание получило крытый парадный подъезд с балконом и бельведер. Помимо основного здания в комплекс входили служебные корпуса – каменная конюшня, навес для дров, оранжерея и теплица. Все они ныне утрачены.

Строительство здания велось с 1859 по 1862 годы. Архитектор Вагнер являлся автором детальных чертежей парадной чугунной лестницы, решетки балкона, кронштейнов для главного входа, выполненных на Каслинском чугунолитейном и плавильном заводе в Екатеринбурге. Современниками дом генерал-губернатора Западной Сибири был назван Дворцом, а площадь и улица – Дворцовыми.

Примечательно, что генерал-губернатор Гасфорд, для которого предназначался дворец, так и не успел в нем пожить, поскольку 13 января 1861 года ушел в отставку и отбыл в Санкт-Петербург. Поэтому первым генерал-губернатором, чья резиденция расположилась во дворце, стал генерал инфантерии и сенатор Александр Осипович Дюгамель, руководивший Западной Сибирью с 1861 по 1866 годы.

После событий февральской революции 1917 года – генерал-губернаторский дворец превратился в «Дом Республики» (здесь были размещены Советы депутатов и Коалиционный комитет Временного Правительства в Омске).

С ноября 1917 года в здании размещался Совет депутатов, Чрезвычайный комитет, редакции журнала «Пролетарий» и газеты «Известия».

В июне 1918 года здесь был организован «Дом свободы» (в котором расположились эсеро-меньшевистская Директория и Временное Сибирское Правительство).

В ноябре 1918 года во дворце расположилось Правительство адмирала Колчака. А 14 ноября 1919 года – Штаб 5-й Армии во главе с Тухачевским.

В 1923 году здание было предоставлено под детский дом, а в 1924 году постановлением губисполкома Дворец был передан Западно-Сибирскому Краевому музею, где через год в качестве художественного отдела была открыта Картинная галерея.

8-10 июня 1926 года в Омске проездом был выдающийся русский живописец, археолог, писатель, философ Николай Константинович Рерих. 9 июня 1926 года он посетил краеведческий музей.

В годы Великой Отечественной войны в левом крыле нижнего этажа хранились коллекции эвакуированных Государственного исторического музея, Новгородского, Волгоградского и Воронежского музеев.

Второй этаж здания занял Второй Московский государственный медицинский институт, факультетской хирургической клиникой которого заведовал известный профессор Борис Соломонович Вейсброд.

С 1937 по 1957 годы в Омском краеведческом музее научным сотрудником, а затем директором работал известный омский краевед Андрей Федорович Палашенков.

В 1940 г. художественный отдел Западно-Сибирского Краевого музея обрел самостоятельность и стал именоваться Омским государственным музеем изобразительных искусств (с 1954 г. – Омский областной музей изобразительных искусств).

В результате перепланировок помещений и их ремонтов в послереволюционный и послевоенный периоды интерьеры дворца были полностью утрачены. В частности, были разрушены 2 колонны парадного зала, потолочная лепнина, паркетные полы, изразцовые печи.

О характере декора интерьера можно судить по оформлению ныне существующей лестницы и по старым фотографиям парадных залов.

Литой ажур перил лестницы в своем рисунке повторяет узоры мастеров позднего классицизма. Приемы классицизма были использованы и в отделке внутренних помещений.

Центральный зал II-го этажа имел колонны ионического ордера, плоскости стен завершались профилированным карнизом на модульонах, потолки были украшены орнаментальными рельефными плафонами.

Полы в большинстве помещений были паркетными.

Печи, которые не только являлись элементом декора, но и использовались по прямому назначению, были выложены керамическими изразцовыми плитками белого цвета с гладкой поверхностью.

Что здесь сейчас: один из двух корпусов Омского областного музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля

Здание включено в перечень памятников истории и культуры Омской области 26 июня 1980 года.

Адрес: г. Омск, Ленина, 23